Коринфский шлем | Лицо из Бронзы

Лицо из Бронзы

Коринфский шлем отливали целиком, по индивидуальной мерке

Древнегреческий гоплит был практически полностью скрыт от врага за большим круглым щитом гоплоном (от которого и произошло название тяжелой пехоты). Видны были только ноги, прикрытые анатомическими поножами, а сверху возвышался массивный бронзовый шлем. Его наносник, широкие нащечники и фигурные прорези для глаз создавали грозный облик, не суливший противнику ничего хорошего.

Каждый, кто читал бессмертные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», помнит эпитет «шлемоблещущий», который поэт использует, чтобы подчеркнуть величие своих героев.

Ярко начищенный бронзовый шлем действительно был виден издалека и выделял носившего его воина. Правда, во времена Троянской войны они были большой редкостью — бронза ценилась почти наравне с золотом. А вот спустя несколько веков, при жизни Гомера, их уже носил каждый воин фаланги гоплитов. И чаще всего это были шлемы коринфского типа.

Фаланга атакует

Название вовсе не означает, что такие шлемы умели делать только в Коринфе. Нет, их делали и носили по всему Пелопоннесу, а также в Аттике и даже в Италии. Кстати, особенно ценили их воинственные жители Спарты, так что у шлема есть и второе распространенное название — дорийский, так как спартанцы относились к этому племени.

Считается, что коринфские шлемы появились в VIII-VII веках до н. э., когда в Греции закончился упадок, именуемый «темными веками», и наступил расцвет различных ремесел, в том числе и оружейного. Древнегреческие полисы активно развивались и вели друг с другом бесконечные войны за территорию. А для войны нужны было хорошее оружие и доспехи.

Долгое время основным типом шлема был иллирийский — по сути, простая легкая каска с нащечниками. Он был удобен для воинов, сражавшихся в неплотном строю или врассыпную. Но когда оформилась тактика тяжелой фаланги, подразумевающая плотную сцепку стоящих рядом воинов, потребовался и новый подход к защите головы.

Появились варианты шлемов с прикрепленным наносником, для дополнительной защиты лица. Нащечники удлинились и сдвинулись, образуя характерный Т-образный вырез. Появилась длинная задняя часть, прикрывающая затылок. Так постепенно оформился классический вид коринфского шлема.

Забота о лице была не случайна. В плотном строю гоплитской фаланги голова была самым очевидным местом для атаки.

Бить копьем в щит было бессмысленно, в ноги — слишком сложно. Гораздо эффективнее было попытаться ударить над щитом и в случае удачи сразу вывести врага из строя. В «Илиаде» описана жутковатая сцена гибели воина Дамаса:

«Пламенный сын Пирифоев, герой Полипет копьеносный

Дамаса острым копьем поразил сквозь шелом меднощечный.

Шлемная медь не сдержала удара; насквозь пролетела

Медь изощренная, кость проломила и, в череп ворвавшись,

С кровью смесила весь мозг и смирила его в нападенье…»

Так что для хорошей защиты следовало подумать как о качестве материала (бронза, очевидно, выигрывала у мягкой меди), так и об эффективности его использования. И древнегреческие кузнецы с этой задачей справились.

Только вперед!

Шлемы отличались большей массивностью, чем остальные детали доспехов гоплита. Если для панциря, поножей и наручей достаточной считалась толщина металла в 1 мм, то стенки и задняя часть шлема, как правило, были по 1,5 мм, а лицевая часть купола и маска достигали 2 мм и более. Это, разумеется, отражалось на массе: коринфский шлем в среднем весил не менее 1,5 кг. Хотя распространенный в то же время аттический редко превышал 1 кг.

Ради надежности приходилось жертвовать и некоторыми другими удобствами, например обзором. В своем полузакрытом шлеме гоплит мог видеть практически только небольшой радиус прямо перед собой. А ворочать головой из стороны в сторону было, прямо скажем, тяжеловато. Но в фаланге особо глядеть по бокам и не требовалось. Главным было жестко держать строй и не ослаблять давление на врага, шаг за шагом продвигаясь вперед и разя копьями.

Под шлем надевалась плотная войлочная шапочка для амортизации уда ров. Также есть версия, что с этой же целью воины специально отращивали длинные волосы и особым образом укладывали их, создавая своеобразную «подушку безопасности». Шлем жестко фиксировался на голове при помощи ремня, застегивавшегося под подбородком. В обычной, небоевой ситуации ремень расстегивался и шлем сдвигался на затылок, чтобы открыть лицо полностью.

Совершенствуя технологии, оружейники пришли к тому, что шлем эффективнее не собирать из отдельных деталей, а отливать полностью. Благо бронза достаточно легкоплавкий металл. С головы воина снималось множество мерок. Затем изготавливалась форма, в которую заливалась расплавленная бронза. Остывшую заготовку многократно проковывали, благодаря чему твердость металла повышалась. Удалялись заусенцы, а форма доводилась до совершенства. В итоге шлем сидел на голове гоплита буквально как влитой. Структурный анализ нескольких шлемов, найденных на раскопках, показал, что древнегреческие кузнецы очень хорошо знали свойства бронзы и выжимали из них все возможное. Содержание олова в сплаве с медью колебалось в пределах 11-12%. Это предельная граница. Стоило добавить олова чуть больше, металл становился хрупким.

Не простое украшение

Коринфский шлем, изготовленный из бронзы, на поле боя ярко сверкал на солнце. Недаром Гомер называл своих героев «шлемоблещущими»

На последнем этапе работы добавлялись декоративные элементы. При помощи чеканки на маске подчеркивалось грозное выражение бронзового лица. Иногда на лбу выбивались вполне мирные украшения — например, цветок. А богатые заказчики покрывали практически всю поверхность сценами пиров, войны или охоты. Мог изображаться на шлеме и бог-олимпиец, которого воин считал своим покровителем. Ведь в Троянской войне, по версии Гомера, боги сыграли существенную роль, точнее направляя руку своих подопечных или отводя от них вражеские удары.

Частым элементом были несколько штифтов, на которые крепились гребни из конского волоса. Это украшение было настолько популярно, что тот же Гомер именует шлемы своих героев не только блистающими, но также «коневласыми» и даже «косматыми». Конский волос красили в яркие цвета, создавая на голове сложные композиции. Помимо чисто декоративной функции, окрашенный особым образом гребень помогал отличить в горячке боя своего товарища от врага, ведь военной формы не существовало, а доспехи на всех были примерно одинаковыми. Также предполагают, что гребень делал воина визуально выше, создавая психологический эффект.

Одной из ветвей развития коринфского шлема стал так называемый апуло-коринфский тип. Нащечники здесь сдвинулись максимально близко, затем соединились перемычкой, а в результате и вовсе слились воедино. В результате получился полностью глухой закрытый шлем, единственными отверстиями на котором остались прорези для глаз.

Классический же коринфский шлем использовался вплоть до конца V века до н. э., но в итоге был вытеснен более удобным и легким халкидским типом. Дольше всех он продержался у спартанцев, которые упрямо не желали отказываться от старой тактики.

Виктор БАНЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *