Бронзовое тело гоплита

броня_гоплита_bronya_goplita

Бронзовое тело гоплита

Анатомические кирасы древних греков могли весить больше 30 килограммов!

Древняя Греция была не только страной философии и высокой культуры, но и страной бесконечной войны. Полисы воевали друг с другом, захватывали колонии и регулярно давали отпор внешним врагам. Занималась этим армия, служить в которой был обязан любой свободный гражданин. Чтобы занять место в фаланге, он должен был обеспечить себя доспехами и оружием. Важнейшей частью снаряжения был торакс — кираса с выбитым рельефом, имитирующим мышцы человеческого тела.

Название древнегреческого тяже­ловооруженного пехотинца — го­плит — происходит от большого круглого щита, гоплона. Это была самая заметная часть его снаряжения, но все же не самая важная.Тело воина защищали сплошные массивные бронзовые пластины с искус­но выбитым рельефом. Гиппоторакс был одновременно надежным доспехом и произведением искусства.

Магическая защита

Одним из первых панцири греческой пехоты во всех подробностях опи­сывает Гомер в своих великих поэмах «Илиада» и «Одиссея». Однако в его время (а броня_гоплита_bronya_goplitaписал он в VIII веке до нашей эры) металлические нагрудники были привилегией военачальников. Простые воины сражались либо в кожаных доспехах, либо вообще без защиты корпуса, обходясь щитом, легким шлемом и поножами. Дело в том, что кузницы были все еще довольно при­митивными, и обрабатывать в них бронзовые пластины было сложно.

Самый древний из известных древне­греческих панцирей, относящийся как раз к гомеровским временам, нашли в Аргосе в 1953 году. Он состоит из двух половин (грудь и спина), которые со­единялись между собой застежкой на плечах и кожаными ремнями по бокам. Застежка представляла собой совмещающиеся трубочки, в которые вставлялся специальный штифт. Внизу кираса заметно расширялась, из-за чего этот тип назвали колоколовидным. На задней части имелся характерный «воротник», прикрывавший затылок. Все края были «отбортованы» для уси­ления — кромка металла отогнута и закатана вперед. Также к кирасе под­вешивалась дополнительная пластина для защиты паха. Мускулистый рельеф на аргосском доспехе имеется, однако его можно назвать едва намеченным. Видно, что этому пока еще не при­давали большого значения.

К середине VI века до нашей эры мастерство древнегреческих оружей­ников возросло. Они научились лучше формовать большие бронзовые листы и стали уделять больше внимания эстетике. Примерно тогда и появилась сложная чеканка (хотя зачастую кирасы полностью отливались), изображающая мужской торс спереди почти на том же уровне, что и на знаменитых ан­тичных скульптурах. Грудные мышцы, брюшной пресс и даже пупок — все вы­полнялось с исключительной достовер­ностью. Существует даже версия, что в это вкладывалось подобие магического смысла — металлическое тело должно было принять на себя все удары, пред­назначавшиеся для тела настоящего. Однако у рельефа была и совершенно реальная, прагматичная функция — он выполнял роль ребер жесткости.

Проще и легче

Так как единых стандартов не су­ществовало, то весить доспехи могли по-разному. Вес архаичных колоколо­видных кирас колебался между одним и двумя талантами. Для гомеровского времени это значит 16,8-33,6 килограмма. В дальнейшем кузнецы стали способны обрабатывать металл лучше, сохраняя защитные функции при меньшей массивности. Соответ­ственно, доспех классической эпохи (V-IV века до нашей эры) мог весить уже 11 килограммов.

На снижение веса повлияло и изме­нение формы. Чтобы сделать гоплита более подвижным, гиппоторакс стали делать более изящным и компактным, убрав «воротник» и нижнюю пластину. Впрочем, иногда ее все же исполь­зовали, но уже как самостоятельный, до­полнительный элемент доспеха — митру. Чаще же воины обходились птеругами — свисавшими снизу кожаными полосами, доходившими до середины бедра, а иногда до колена. Они могли усили­ваться металлическими накладками и бляшками. Аналогично защищались и плечи. По одной из версий, именно от этого элемента античного доспеха позднее произошли эполеты, а позднее и погоны. Птеруги нельзя назвать се­рьезной защитой, но они обеспечивали свободу движения, а от шального удара все же могли уберечь.

Застежки на тораксах были самыми   разнообразными. Как правило, задняя и передняя половины скреплялись комбинацией кожаных ремней на пряжках и петель со штифтами, хотя могло использоваться и что-то одно. Края половин на боках и плечах слегка за­ходили друг на друга, давая дополни­тельную защиту.

В IV веке до нашей эры появился вариант кирасы, специально предна­значенный для всадников.

Нижние края у нее были выгнуты вперед и назад, чтобы удобно было сидеть в седле. В это время конница начала иметь решающее значение на полях      сражений, так что требовалось учитывать интересы не только гоплитов в фаланге.

Лен вместо металла

Весь комплекс защитного снаря­жения гоплита назывался «паноплия». Помимо кирасы и щита, он обязательно включал в себя массивный шлем (ведь большая часть ударов шла именно в голову) и поножи-книмиды. Последние тоже имели анатомическую форму, вос­производя рисунок мышц голени. За своим щитом воин мог укрыться прак­тически полностью — торчали только верхушка шлема и ноги в книмидах.Так что наручи особого распространения в Античности не получили. Это было связано еще и с тем, что и короткими мечами, и копьями в строю фаланги наносили колющие удары, так что руки были в меньшей опасности.

Общий вес паноплии даже в лучшие времена превышал 30 килограммов, что сильно осложняло возможность маневра и требовало от гоплитов не­вероятной физической подготовки. Поэтому со временем на смену брон­зовым доспехам пришла защита из ткани. Линотораксы (то есть буквально льняные кирасы) были известны еще в древности, но долгое время оста­вались на заднем плане. Между тем несколько слоев как следует прокле­енного льна держали удар ничуть не хуже металла. При этом линоторакс был в два раза легче, в два раза дешевле и значи­тельно удобнее.

Одеть большое количество гоплитов в бронзу было задачей непосильной. Поэтому в армии Александра Македонского именно льняные кирасы стали главным типом доспехов и для пеших, и для конных. Даже сам великий полководец часто изображался на античных ро­списях и мозаиках в линотораксе с ме­таллическими накладками.

Только гордые спартанцы, прези­равшие любые трудности, продолжали пользоваться бронзовыми кирасами до последнего. Но это не помогло им пришлось уступить первенство более мо­бильным армиям в облегченных доспехах.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ЭЛИТЫ

Римляне, на ранних этапах своей истории во всем подражавшие грекам, переняли у них и гиппотораксы. На латыни этот тип доспеха назывался «лорика мускулата». Несколько веков его носили рядовые легионеры. Рациональные римляне не стремились превратить каждую кирасу в произведение искусства и делали их довольно простыми. Постепенно тяжелые бронзовые доспехи стали заменять на льняные кирасы (лорика линтеа), а около 11-1 века до нашей эры они были окончательно вытеснены кольчугами, в которых легионеры могли не только сражаться, но и работать. Именно тогда лорика мускулата стала отличительным знаком офицеров и полководцев. Она подчеркивала их статус и придавала более грозный вид. Когда республика трансформировалась в империю, лорика мускулата стала атрибутом высшей власти — в походах ее носили императоры. Статуи императоров изображались в этом же виде доспехов, в них же они были изображены на мозаиках с сюжетами из мифологии. Затем анатомическая кираса окончательно ушла в прошлое. Но о ней вспомнили в позднем Средневековье, когда появилась мода на античность. Известны несколько доспехов XVI века, воспроизводящие древ-. негреческие формы.

Виктор БАНЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *