Строители «воздушных мостов»

Ju-52

Строители «воздушных мостов»

Первое в мире зенитное орудие изготовил Альфред Брупп еще в 1871 году!

По факту такое явление, как «воздушный мост», появилось задолго до появления самого этого термина. Все началось во время Франко-прусской войны 1870-1871 годов.

4 сентября 1870 года после катастрофы под Седаном в столице Франции была провозглашена республика, и создано правительство национальной обороны. Немцы между тем продолжили наступление и 23 сентября осадили Париж. Тогда-то и наступил звездный час французских воздухоплавателей.

Воздушная почта Парижа

Ju-52Население Парижа вместе с беженцами превышало два миллиона жителей, и эта масса людей оказалась отрезана от остальной Франции. Как следствие, в городе возник продовольственный кризис. В ресторанах по-прежнему можно было заказать самые изысканные блюда, но по ценам в разы выше довоенных. Что же касается бедняков, то они съели всех собак, кошек и даже двух слонов из зоосада.

Наладить снабжение воздухоплаватели не могли, зато они сумели решить проблему со связью. На воздушных шарах из Парижа вывезли 164 пассажира и около 11 т почты. Среди пассажиров был и глава правительства Леон Гамбетта, отправившийся собирать для деблокады Парижа новую армию. Помимо людей, перевозились и голуби (в клетках), которые должны были вернуться к парижским гнездам в качестве почтальонов. Эта пернатая почта настолько достала немцев, что для охоты на голубей они начали натаскивать ручных соколов и ястребов. Воздушные шары пытались сбивать из артиллерийских орудий, но без какого-либо успеха. Но тут подсуетился Альфред Крупп — его конструкторы создали первое в мире зенитное орудие.

Историки подсчитали, что из 66 покинувших Париж воздушных шаров только пять не достигли места назначения, да и то на вражеской территории они падали из-за технических дефектов, а не вследствие стрельбы «бошей». На одном из них немцы нашли клетку с голубями и отправили птичек в Париж с фальшивыми донесениями, составленными от имени реальных французских командиров. Дезинформация не прошла; готовить ее качественно только учились.

Французам иногда тоже фатально не везло. Например, шар с офицером связи, отправленный 24 ноября 1870 года, унесло аж в Норвегию, так что защищавшим Париж войскам не удалось скоординировать план прорыва осады с войсками, которые должны были пробиваться «снаружи».

Но в любом случае осада Парижа продемонстрировала возможность использовать воздушную трассу для перевозки сравнительно небольших объемов грузов. И эти объемы вполне покрывали потребность в доставке военной корреспонденции. Оставалось понять, способны ли «воздушные мосты» на нечто большее.

Ждать этого пришлось шесть с лишним десятилетий.

В Первую мировую авиация утвердилась в качестве самостоятельного рода войск, проявив себя в разведке, корректировке артогня, бомбардировке и борьбе с вражескими самолетами. Но функция транспортировки не получила практически никакого развития.

В лучшем случае самолеты могли использоваться для локальных эвакуаций. Например, в августе 1915 года перед сдачей крепости Новогеоргиевск летчики крепостного авиаотряда смогли вывезти знамена воинских частей и ордена офицеров гарнизона. Но перебрасывать с помощью аэропланов войска никто даже не думал.

И, лишь когда Первая мировая закончилась, многомоторные самолеты, используемые раньше для бомбардировок, стали перепрофилировать и усовершенствовать именно как транспортники.

Идея использовать их для перевозки войск зрела, а толчком к ее реализации стала начавшаяся в 1936 году Гражданская война в Испании.

Операция «Волшебный огонь»

Возглавляемые Франко мятежники особые надежды связывали с переброской из Северной Африки марокканских подразделений. Однако большая часть испанского флота сохранила верность республике, а гарнизон захваченного аэродрома в Те-туане успел уничтожить все самолеты. Пришлось обращаться за помощью к Муссолини, который выделил 20 «Са-войя-Маркетти».

Марокканцев начали перебрасывать с 19 июля 1936 года, но темпы функционирования «воздушного моста» были невысокими, и Франко запросил дополнительные самолеты у немцев.

Дело оформили как приобретение Испанией у частных немецких фирм нескольких транспортных самолетов большой вместимости. Естественно, к покупаемым в кредит самолетам прилагались бесплатные хорошо подготовленные пилоты и техники (85 человек), так что, по сути, речь шла о полноценной воинской части, для маскировки именовавшейся «Испано-марокканским акционерным обществом воздушного транспорта». В общей сложности франкисты получили 20 транспортных самолетов Ju-52 и шесть предназначенных для их прикрытия истребителей Не-51.

К 15 сентября в рамках операции «Волшебный огонь» мятежники смогли доставить в Испанию 12,5 тысячи солдат, 35 полевых орудий, 100 станковых пулеметов и 134 т боеприпасов. Испано-марокканское общество не потеряло ни одного самолета. Едва не подавленный мятеж обрел второе дыхание, разгоревшись в войну, закончившуюся победой франкистов.

После «Волшебного огня» германское командование и люфтваффе получили опыт в наведении «воздушных мостов», который им очень пригодился в Советском Союзе.

От Леметти до Дейр-эз-Зора

Красная армия обретала аналогичный опыт при более трагических обстоятельствах. Во время Зимней войны финны в течение двух месяцев методично истребляли окруженные в районе Леметти части 18-й стрелковой дивизии. Попытки наладить ее снабжение, сбрасывая грузы с самолетов, продлили сопротивление, но не могли завершиться успехом из-за сильных морозов и отсутствия нужного количества транспортников и нормальных аэродромов.

Зимой 1942 года после успешного контрудара под Москвой советские войска предприняли наступления и на других направлениях. В результате в котлы попали две немецкие группировки.

В начале февраля в районе Демянска в котле оказались около 100 тысяч солдат вермахта. Однако немцы смогли удержать два аэродрома, что позволило наладить регулярное снабжение. Каждый день пребывало от ста до полутора сотен самолетов, доставлявших в среднем по 22 человека и 265 т грузов. Обратно они вывезли почти 23 тысячи раненых.

Потери люфтваффе . составили 265 самолетов, но разрушить этот «воздушный мост» из-за сильного истребительного прикрытия у советской авиации не получалось (в одном из боев был сбит герой «Повести о настоящем человеке» Алексей Маресьев).

Южнее еще одна группировка (около 30 тысяч) противника оказалась окружена в районе Холма и его окрестностей. Аэродром здесь был только один, к тому же находившийся под обстрелом советской артиллерии, поэтому люфтваффе сбрасывали контейнеры с боеприпасами и продуктами на парашютах. В результате и здесь немцы смогли продержаться до середины мая 1942 года, когда ситуация изменилась в пользу вермахта и оба котла были деблокированы.

Эти успехи вскружили Герингу голову, и он начал переоценивать силы люфтваффе.

В конце ноября 1942 года Гитлер решал — надо ли окруженной в Сталинграде 6-й армии идти на прорыв или оставаться в городе, ожидая, когда на помощь подойдет группа Манштейна. Сам фюрер выступал за второй вариант и очень обрадовался, когда Геринг заверил его, что сможет наладить снабжение армии Паулюса. Начав примерно с 200 Ju-52 и 100 Не-111, к январю 1943 года на обслуживание «воздушного моста» отправили до 600 самолетов.

Находившимся в котле 250-300 тысячам немцев и союзников требовалось в сутки минимум 300, а по-хорошему 500 т продуктов и боеприпасов. Но по «воздушному мосту» удавалось доставлять в среднем лишь по 117 т в сутки.

В качестве причин неудачи назывались плохие погодные условия, плотный огонь советских зениток и активность советских истребителей, хотя причина была в другом. Советская авиация и артиллерия постоянно «прессовали» единственный находившийся в котле аэродром Питомник. Доставалось и аэродромам снабжения, причем не только от «красных соколов».

Аэродром в Тацинской, находившийся к котлу ближе всех был уничтожен танковым корпусом генерала Василия Баданова, после чего все иллюзии относительно снабжения 6-й армии по воздуху рассеялись окончательно.

Но сама концепция «воздушных мостов» после этого не умерла, тем более что и возможности транспортной авиации продолжали увеличиваться.

Уже в период холодной войны англо-американцы с помощью авиации в 1948-1949 годах смогли обеспечить снабжение Западного Берлина. А в наши дни в Сирии три года держался окруженный боевиками ИГИЛ Дейр-эз-Зор. Здесь снабжение жителей города и его защитников тоже осуществлялось исключительно по воздуху.

Владислав ФИРСОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *