Воин земли русской
Князя Святослава сравнивали с Александром Македонским
Русский историк Николай карамзин сравнивал Святослава Игоревича с Александром Македонским. Византийцы, много натерпевшиеся от киевского князя, — с вождем гуннов Аттилой. Такие оценки — дело вкуса, но совершенно бесспорно, что Святослав был одним из величайших полководцев Русской земли.
В греческих источниках о деяниях и жизни Святослава можно прочитать едва ли не больше, чем в русских летописях. Даты и события перепутаны, а иногда даже исправлены. Да и не любили Святослава русские летописцы — христианство отказался принимать наотрез, в Киеве почти не появлялся, погиб нелепо, нарвавшись на засаду.
Ищите женщину
С происхождением Святослава не все ясно. Его дедом считается Рюрик.
Если следовать официально принятой точке зрения, то в 862 году он то ли был призван на княжение новгородцами, то ли сам захватил власть. Есть основания считать его варягом — выходцем из Швеции или Норвегии.
Но в 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего Игоря — отца Святослава — на попечение своего воеводы Олега.
По легенде, он в 862 году захватил Киев, а потом покорил множество восточнославянских племен, но сам править не стал, а передал власть подросшему Игорю. А когда тому исполнилось 25 лет (в 903 году), женил своего воспитанника на 12-летней Ольге из Пскова.
И вот здесь начинается путаница по поводу даты рождения Святослава в частности и всей его молодости вообще. Из Повести временных лет известно, что Игорь был убит в Древлянской земле в 945 году. Ольга решила отомстить за смерть мужа и вывела на поле боя княжескую дружину. Сражение открыл трехлетний Святослав, усаженный на коня и метнувший копье на пару метров.
У славян и правда существовал обычай, согласно которому княжич должен был возглавлять дружину, пусть по малолетству и чисто символически. Но загвоздка состоит в том, что в 945 году Святославу вряд ли могло быть три года. Ведь если сопоставить известные нам по летописям даты, то получается, что его матери Ольге в 942-м был 51 год.
Сначала историки попытались «состарить» Святослава, назвав датой его рождения 920 год. Но это противоречит тому, что Ольга была регентшей при нем до 960 года, пока Святославу не исполнилось 18 лет. Если бы он родился в 920 году, то вряд ли стал бы терпеть материнскую опеку до сорокалетия.
Однако есть упоминания о том, что, помимо Ольги, которую все источники именуют женой, у Игоря были еще и наложницы (для славянских князей до Крещения Руси ничего необычного в этом нет). Одну из них некоторые летописи называют болгаркой. Имя ее история не сохранила, но если все же принять за год рождения Святослава 942-й, то тогда понятно, откуда она взялась.
Как раз годом ранее Игорь ходил в поход против Византии и вполне мог привезти из него болгарскую наложницу. Тем более что Псков (в то время Плесков) и Плиска (древняя столица Болгарии) по-древнерусски можно написать одинаково. Так что Святослав Игоревич по матери, скорее всего, болгарин.
Чужая кровь
Тогда становится ясным, почему при первой же возможности Святослав бросил Киев и устремился в Болгарию, которую хотел сделать центром своей новой державы. Недаром летописцы вложили в уста киевлян горькие слова: «Ты ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих».
Но толком не знавший отца, но наверняка любивший мать Игорь ответил: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей». Странными кажутся отношения Святослава с княгиней Ольгой. Юный княжич резко осаживает ее по вопросу принятия христианства: «Не стану вступать в византийскую веру, чтобы дружина на смех не подняла». Потом оставляет ее в Киеве отбиваться от печенегов, демонстративно не спеша на помощь. С родной матерью так не поступают.
Впрочем, и она к сыну относилась без должной теплоты. Например, во время поездки в Константинополь около 955-957 годов, когда Ольга приняла крещение, с ней были некие «люди княжича Светгофа», которые пытались сосватать за него императорскую дочь. По совету Ольги греки приняли сватов холодно.
Они получили даров даже меньше, чем прислужницы княгини. Оскорбленные дружинники покинули Константинополь, а Святослав укрепился в мысли противиться христианству.
Воспитан он был в полном соответствии с тогдашними традициями. Жил до 18 лет Святослав у одного из воинов — Асмуда. Учил его уму-разуму дружинный воевода Свенельд. Оба были варягами и прошли не один десяток войн.
Княжич умел отлично обращаться с оружием, как влитой сидел на коне и мог пересчитать своих и чужих воинов.
Постигать эти науки было проще всего с детьми дружинников. Писать и читать было необязательно, а о дальних и ближних странах знания приходили сами собой, из рассказов старших о походах и сражениях.
Об этикете и дворцовых церемониях Святослав, естественно, понятия не имел. На привалах спал, положив под голову седло и накрывшись попоной, ел из одного котла с дружинниками.
Считается, что Святослав умел говорить по-болгарски.
Тем временем в Киеве становилось все неуютнее. Стараниями Ольги росла христианская община. Даже Свенельд и Асмуд крестились, как и большая часть купеческой и боярской верхушки. Молодой князь не мешал своим воинам принимать византийскую веру, но глумился над ними нещадно. Естественно, дружинники, сохранявшие верность языческим богам, с удовольствием следовали примеру своего вожака. Нарастало напряжение, и лучшим выходом Святослав посчитал отправиться в военный поход.
Пепел Хазарии
В 964 году он отправился во главе большого войска на Волгу, в земли вятичей. Воевать не понадобилось — они предпочли признать власть Киева и пропустить Святослава к Волге. Вместо дани князь потребовал воинов для своего войска и получил их.
Впоследствии он поступал таким образом много раз, сам того не подозревая, использовав опыт Аттилы и Александра Македонского. Включая в армию контингенты из покоренных племен, Святослав сберегал костяк своей дружины, заодно собирая заложников. К тому же новичков было не жалко поставить на наиболее опасное направление во время боя или бросить на штурм крепости.
На самом деле целью Святослава была Хазария. Выбрав каганат целью похода, он, скорее всего, шел на поводу у княгини Ольги. Она была ориентирована на тесное сотрудничество с Византией и не желала допустить похода пасынка против нее. Но и свой интерес в этом деле у Святослава был. Он надеялся разгромить хазар на юге и Волжскую Булгарию на востоке, чтобы обезопасить свои тылы перед броском на запад.
Святославу было известно, что Булгария готова прийти на помощь Хазарии, но ее выступление возможно не ранее 966 года. Князь решил действовать на опережение и не прогадал. Булгария была разбита, обложена данью и о войне с Киевом более не помышляла.
После сокрушительной победы Святослав обратил оружие против хазар.
Но идти напрямую через степи князь посчитал слишком опасным. Он заручился поддержкой печенегов и гузов.
Пока хазарская армия гонялась за кочевыми ордами, разорявшими страну, воины Святослава поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав дошел до столицы Хазарии — Итиля.
Город располагался на огромном острове в дельте Волги, но был взят за один день и разрушен. Далее путь Святослава пролегал на Северный Кавказ.
Он разбил союзников хазар — косогов, аланов и ясов, а также взял и сровнял с землей еще один крупный город — Семендер. Затем он повернул на Русь, а по дороге осадил и взял еще одну хазарскую цитадель Саркел. Вместо него он заложил собственную крепость — Белую Вежу.
Отныне она должна была обозначать южную границу державы Святослава.
На переговоры с хазарами князь не соглашался и побежденных в свое войско на этот раз не звал. Он уже задумал войну с Византией, и союзники греков в дружине ему были не нужны. Потому Святослав и оставил после себя в Хазарии выжженную землю, чтобы навсегда устранить угрозу с этой стороны. Так, арабские источники свидетельствуют, что, хотя князь и вернулся в Киев в 965 году, его отряды продолжали методично разорять покоренную уже страну весь следующий год.
Дунайский мираж
В 967 году у Святослава появился повод осуществить свою мечту и подчинить себе Болгарию. Византийские послы попросили его вмешаться в их конфликт с болгарским царем Петром.
Русичи сплавились на ладьях вниз по Днепру и вышли в Черное море. Это стало полной неожиданностью для болгар. Они выставили войско, почти вдвое превосходящее противника, но были разбиты. Вскоре сам царь, его сын Борис и все царские домочадцы оказались пленниками Святослава.
Русичи и не подумали возвращаться к себе, а встали лагерем у Переяславца- на-Дунае. Но это уже не входило в планы византийцев. Они натравили на Киев печенегов. Святослав долго колебался, но в итоге все же поспешил на выручку. Оказалось — зря. Ольга сильно преувеличила опасность, посылая пасынку весточку. Возможно, опять же по договоренности с греками.
Летом 969 года Ольга неожиданно умерла. Святослав оставил присматривать за княжеством своих сыновей,» а сам снова устремился в Болгарию. С собой он вел 35 000 воинов, но почти половина из них была христианами.
Святославу еще предстояло понять, что это снизит эффективность армии до критической отметки.
Дружинники-христиане не всегда рвались в бой против своих единоверцев. Они не разделяли своеобразный воинский кодекс своих товарищей-язычников. Дилемме «победа или смерть», привычной для воинов Святослава, христиане часто предпочитали почетное отступление. Это закономерно привело к тому, что, даже одерживая победы, княжеская армия отступала перед превосходящими силами византийцев.
Они, естественно, вмешались в войну и собрали огромную армию в 70 000 солдат. Император Иоанн Цимисхий оказался толковым командиром и смог осадить Святослава в До- ростоле.Три месяца продолжались бои.
Потери с обеих сторон были велики: около 15 000 росов и 22 000 византийцев. В конце концов Цимисхий подтянул к Доростолу флот, вооруженный «греческим огнем», и Святослав согласился на переговоры. На самом деле к миру князя склонила собственная дружина и в первую очередь — лидер христианской ее части Свенельд.
Осенью 971 года был заключен мир. Святослав за выкуп отдал Цимисхию половину Болгарии и пообещал больше не воевать с Византией. За это он получил свободный проход в свои земли, запас продовольствия и заверения в вечной дружбе. Мираж новой империи с центром на Дунае растаял, как не бывало.
К поздней осени Святослав добрался до устья Днепра, где решил зазимовать с малой дружиной и ранеными воинами на острове Березань. А воевода Свенельд с большей частью армии отправился сразу в Киев. Всю зиму Святослав и его люди страдали от нехватки продовольствия и дурной погоды, весной 972 года двинулись к дому по Днепру. В районе порогов поредевшую дружину атаковали печенеги. Почти все воины, включая Святослава, полегли в бою. А из княжеского черепа печенежский хан Куря сделал чашу.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
История гибели Святослава не менее загадочна, чем его происхождение. В ней принято винить византийцев, натравивших на князя печенегов. Но эта версия не выдерживает критики. Во-первых, ромеи не могли знать планов Святослава. Он мог не зимовать на Березани, мог провести там еще и все лето, а мог отправиться в Киев не по порожистому Днепру, а по спокойному Южному Бугу. За князем мог вернуться Свенельд с большой дружиной, как и было условлено.
Печенеги вообще не караулили княжескую дружину. До весны Куря и не думал нападать на Святослава, хотя зимой мог покончить с ним без проблем.
Наоборот, его люди были единственными, кто продавал росам продовольствие во время зимовки. Печенеги передумали в последний момент. Почему?
Их явно кто-то настроил, причем кто-то, кто знал о планах Святослава и не желал его возвращения в Киев. На Березани взбешенный поражением, устроил своей дружине разбор полетов. Во всех бедах, естественно, обвинили воинов-христиан, не пожелавших принять в Доростоле смертный бой и настоявших на отступлении.
Вероятно, во время зимовки дело дошло до резни, в которой язычники перебили христиан. И, скорее всего, собирались сделать то же самое по возвращении в Киев, но в большем масштабе. Слухи об этом могли дойти до Свенельда, а в том, что Святослав задуманное исполнит, сомневаться не приходилось. Вот и решил воевода не возвращаться за своим князем, а сговорился с печенегами.
Марк Альтшулер